Создание «ситуации успеха».

 

Слайд №1

« Нет детей – есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств» (Януш Корчак).

Вступление.

Взрослый человек- это сформированная личность с определенным багажом жизненного опыта, со своими понятиями, целями, которые реально достижимы или не достижимы. Ребенок - это маленький человечек с индивидуальными эмоциями, чувствами, переживаниями. Работая с детьми, каждый учитель должен выработать для себя определенные подходы к детям, учитывая, их источники опыта, игру чувств и особенности восприятия материала на уроке.

Слайд №2

Я разделяю концепцию М. Монтессори, что каждый ребенок от рождения наделен ему одному свойственным потенциалом, и этот потенциал может развиться только в собственной деятельности ребенка, а путь развития и совершенствования у каждого свой. В связи с этим, в своей педагогической практике поставила для себя следующие задачи:

Слайд№3

-создать среду, облегчающую школьнику возможность раскрытия собственного потенциала,

- приспособление учащегося к окружающему его вещественному и социальному миру.

В этом мне помогает создание « ситуации успеха» на уроках и во внеурочное время.

Актуальность темы.

Считаю, что внедрение в практику обучения и воспитания принципа обучения и воспитания успехом, является важнейшим открытием 2-ой половины ХХ века.

Издавна успех считался важнейшим стимулом учения. Впечатление от успеха бывает так велико, что может поколебать даже сложившееся отрицательное отношение к учению. Успех рождает сильный дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика, является залогом положительного отношения к учению, школе, труду как таковому. Таким образом, ситуация успеха становится фактором развития личности школьника.

Ситуация успеха субъективная и индивидуальна. Ее переживает как ученик слабой успеваемости, так и ученик высокой продуктивной деятельности. Это положительная оценка тех лучших качеств, которые проявились в учебе и поступках школьника.

Данная ситуация связана с поощрениями, которые стимулируют правильную линию в поведении. Без системы данного метода нельзя воспитывать, невозможно и развивать самовоспитание школьника. Авторитет и опыт А. С. Макаренко, С. Т Шацкого, Я. Корчака подтверждает этот вывод.

Все вышеперечисленные факты, приводят нас к тому, что все обучение должно строиться по принципу « Успех порождает успех».

Основная часть.

Сейчас хочу раскрыть научно-методические и психологические основы принципа обучения и воспитания успехом.

Слайд№4

Условия для создания ситуации успеха на уроке:

  1. (обязательное условие). Атмосфера доброжелательности в классе на протяжении всего урока и после него.

Остановлюсь на приемах, которые помогают устанавливать, развивать, укреплять взаимопонимание и сотрудничество:

- проявления доброты, внимания, заботы;

- просьбы, стимулирующие добрые дела;

- одобрительное обращение;

- проявления снисхождения;

- проявление уверенности;

- радостные удивления;

- сопереживания;

- похвала;

- проявления доверия;

- организация успеха;

- присуждение награды;

- показ положительных примеров;

- поручение посильных и ответственных дел;

- активизация сокровенных чувств учащихся;

- моральная поддержка и укрепление веры в собственные силы;

- вовлечение в интересную работу, обеспечивающую моральное и возможно материальное вознаграждение;

- обращение за советом к учащимся

Все это относится к слагаемым доброжелательности

Слайд№5

Нелишне обратить внимание на ряд правил в этой связи: Не следует хвалить:

- за то, что получено от природы;

- за то, что достигнуто не своими усилиями, своей работой;

- больше двух раз за одно и то же достижение;

- из-за жалости;

- из-за желания понравиться

  1. Снятие страха - авансирование детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи. Авансировать успех – значит объявить о положительных результатах до того, как они получены. Необходимо помнить об опережающей похвале педагога, которая всегда несет в себе положительный воспитательный заряд – веру, намечает перспективу для личности. Педагогическая вера помогает потенциальной возможности стать действительностью. Данная операция увеличивает меру уверенности в себе ребенка, повышает активность и его свободу.

  2. (ключевой момент). Высокая мотивация предлагаемых действий: во имя чего? Ради чего? Зачем? Мотив – сильнейший механизм.

  3. Реальная помощь в продвижении к успеху – скрытая инструкция деятельности, посылаемая субъекту для инициирования мыслительного образа предстоящей деятельности, и пути ее выполнения.

  4. Краткое экспрессивное воздействие - педагогическое внушение, собранное в яркий фокус. (За дело! Приступаем!)

  5. Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы (краткие реплики или мимические жесты)

  6. Оценивание – оценка не производится в целом, она не произносится «сверху», она ставит акцент на деталях выполненной работы. Оценки имеют побочное действие: они вызывают внимание к собственной персоне, актуализируют самооценки и нередко эгоцентрируют

Важным фактором для создания ситуации успеха – учет самооценки ребенка.

Слайд№5

Дети могут придерживаться высокого или низкого мнения о себе, в зависимости от собственного успеха и оценок окружающих людей. В раннем детстве ребенок судит о себе по четырем главным критериям:

  1. когнитивная компетентность: способность решать проблемы и достигать поставленных целей;

  2. социальная компетентность: способность поддерживать отношения с другими людьми;

  3. физическая компетентность: «что я умею или не умею делать» - бегать, прыгать и т.д.;

  4. кодекс поведения: « хороший ли я мальчик (девочка)?».

С возрастом критерии самооценки становятся более дифференцированными по мере формирования представлений о нашей привлекательности в глазах противоположного пола, о чувстве юмора, профессиональной пригодности и т.д.

В некоторых теориях самооценка рассматривается как результат совокупного восприятия наших способностей во всех областях жизни.

 

Педагогическая инструментовка призвана создавать и укреплять педагогически обоснованную систему отношений сотрудничества воспитателей с воспитанниками.

 

 

Попытаюсь раскрыть все то, о чем я говорила на примере своего педагогического опыта.

В прошлом году я взяла первый класс. Изначально начала работать по данному принципу.

Практическая часть.

Со школьным психологом, в сентябре 2006 г. В моем классе был проведен ряд методик, позволяющих выявить уровень сформированности необходимых для обучения в школе психологических особенностей (при поступлении в школу никаких исследований не проводилось), а именно:

«Рисунок человека», «Образец и правило» и «Графический диктант».

Первая методика исследует развитие наглядно-образного мышления, служащего основой для последующего полноценного развития логического мышления;

вторая – развитие произвольности и организации действий,умения ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая отвлекающее влияние побочных факторов;

третья – умение ориентироваться на указания учителя,обращенные к классу в целом, способность внимательно слушать и точно выполнять эти указания.

При оценке итогового результата (готовность- неготовность к школе) ориентируются на соотношение результатов конкретного ребенка со средними данными по группе. Этот способ оценки позволяет достаточно надежно выявить детей, которые могут испытывать трудности в школьном обучении.

Слайд№7



 

4

2

Блохин Витя

3

Вердизаде Оля

4

Никитин Витя

5

Воробьева Катя

 

 

 

 

 

 

5

6

Галкин Женя

7

Голубева Арина

8

Драгуцан Максим

9

Есипович Ангелина

10

Иванов Диниил

11

Илюшин Саша

12

Конешева Альмира

13

Корнеев Саша

14

Крецу Патрисия

15

Кручинина Таня

16

Майоров Андрей

17

Дригалин Андрей

 

6

18

Петлеваная Аня

19

Розанов Сергей

20

Полякова Марина











Средний уровень 1 «В» - 5.

Дети, имеющие низкие результаты, могут испытывать трудности в обучении.

Из данной таблицы видно, что самый низкий уровень у четверых ребят. Действительно это совпало и с моими наблюдениями. Эти дети пришли с сада очень неуверенными в себе и изначально испытывали трудности в обучении, в общении с классом, даже с учителем. Надо было что- то предпринять.

И я попыталась создать ситуацию успеха для каждого ученика, обращая особое внимание на более слабых, опираясь на его индивидуальный уровень развития, для этого необходимо было отмечать каждое достижение не в сравнении с достижениями других, а в сравнении с самим собой. Успех, как уже было сказано, это внутренний комфорт, радостный настрой, когда дело спорится. Если усилия ребенка не увенчаются успехом, то он начинает терять веру в себя, а постоянные неудачи отбивают охоту учиться.

С первого дня работы в этом классе стремилась строить обучение так, что успеха добивался каждый в меру способностей и возможностей. Дать шанс самым неуверенным учащимся.

Представляю вам на примере русского языка, как повысилась за год успешность учеников с низким показателем.

Слайд№8

В первом классе мы работали в прописях к «Русской азбуке». Моторика у этих ребят была слабая. Можете это увидеть из предложенного материала. Трудно удержать наклон, повторить в точности написания элементов, букв, писать опрятно.

Мною была создана мотивация в виде получения красивой наклейки на пропись, но с одним условием, что наклейку может получить каждый, если его нынешний результат будет выше прежнего. То есть буду сравнивать не с одноклассниками, а с его личным ростом.

Сначала, естественно, наклейки получили сильные дети. Все ученики нашего класса это увидели и загорелись. У всех ребят появилось огромное желание украсить свою личную пропись. Я заметила насколько лучше стали результаты этих ребят. С каждым разом буквы становились все послушнее, а тетради чище.

На всех уроках русского язык я комментировала индивидуальные победы тех или иных учеников. В эти ряды пытались попасть все. И попали. Это явилось огромным успехом для детей, их родителей, а так же для меня.

Слайд№9

Во втором классе мы завели «круговую тетрадь» по чистописанию, где мои ученики пробуют писать в широкую линейку. Было оговорено, что в ней сможет работать тот ученик, который постарается на предыдущем уроке русского языка.

Название «круговая тетрадь» говорит нам о том, что работа проводится по кругу, без повторов. В конце каждого урока мы подводим итоги и определяет того ребенка, который заслужил это право, исходя из его возможностей.

Слайд»10,11

Хочу представить контрольные диктанты тех учеников, о которых мы говорили раннее. Результаты налицо. Сегодня это ученики, которые работают в основном на «4», «5». Анализируя работы, обращаю внимание на отдельные элементы задания, и подчеркиваю, что ученик «раньше этого не умел, а теперь научился».

Таким образом, можно найти положительное у каждого ученика. Что я и делала. У ребят, которые были выделены в психологической диагностике со временем, заметно прошла неуверенность, укрепились позиции в коллективе, были преодолены трудности в обучении.

Слайды№12, 13, 14, 15,16, 17, 18, 19, 20, 21

 

Вторым этапом в «ситуации успеха» явилось создание «портфолио». У каждого ученика есть работы, которыми он может гордиться. Полезные и интересные материалы не находят применения. Я предложила своему первому классу завести папку (портфолио), в которой они смогут хранить свои лучшие работы, грамоты и дипломы.

Моим ребятам очень нравится пополнять свою копилку. Они реально и наглядно видят свои достижения. Им очень приятно. Раз в четверть, пересматривая, пытаются внести туда что-то новое. Нет границ их радости, если у них что-то получилось. Я уверена, что портфолио ученика начальной школы – это своеобразный маршрут его развития, через его личный успех.

Мною уже было сказано, что одним из главных факторов в создании ситуации успеха – это заинтересовать ребенка. Как заинтересовать ребенка каждым учебным предметом? Как интересно и доступно донести до учащегося новый материал? Как создать для учащегося ситуацию успеха и веру в свои силы? На помощь приходят новые информационные технологии. Это применение компьютера на уроках.

Слйды№22, 23, 24, 25, 26

Я считаю, что простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно в младших классах, потому что учащиеся начальной школы испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним.

Уверена, что общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний. Применение компьютерных технологий дает нам возможность более полного и более глубокого, чем при традиционном обучении. И как показывает практика, делает процесс обучения более интересным и эмоционально привлекательным, что очень важно для нас.

Внедряя в свои уроки информационные технологии, у ребят появляется:

- желание экспериментировать,

- формулировать и проверять гипотезы,

- учиться на своих ошибках,

- выбирать правильный путь, правильное решение,

- формирует первые навыки самообразования и самооценки.

Благодаря информационным технологиям мы ставим на новый уровень такие уроки как:

- урок – игра,

- урок проверки знаний, умений и навыков,

- урок обобщения, закрепления и систематизации знаний,

- урок-викторина,

- урок погружения в тему и т.д,

С каждым разом больше убеждаюсь в том, что интересно можно построить любой урок.

Сама разрабатываю презентации урока, что позволяет мне использовать компьютер на всех его этапах. В своих презентациях использую красочные фотографий, картинки, схемы, таблицы, выводим различных взаимосвязи, создаю проблемные ситуации и т.д. Все это очень удобно, эстетично, а главное, вызывает неподдельный интерес у ребят. Дети так живо реагируют! Каждый их ответ подтверждался красочным слайдом. Ни один ребенок не остается без участия. А это то, к чему я стремлюсь.

Кроме всего, применение информационных технологий в процессе обучения способствует формированию различных видов мышления:

- образного,

- творческого,

- логического,

- операционного.

Работа с компьютером позволяет мне превратить урок в интересную игру, создает огромную мотивацию к обучению, формирует познавательные интересы учеников, создает положительный эмоциональный настрой. Все это приводит к непосредственному созданию ситуации успеха на уроке.

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что принцип обучения и воспитания успехом является одним из факторов развития личности школьника. Этот принцип способствует формированию положительного отношения к учению, то есть способствует эффективности обучения. И я в этом убедилась исходя из своего педагогического опыта.

 

« Нет детей – есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств» (Януш Корчак). И мы все должны об этом всегда помнить. Спасибо за внимание.

 

 







Яндекс.Метрика