Педагогические факторы, провоцирующие развитие адаптационных нарушений у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в образовательном процессе

 

Цель: определить педагогические  факторы, провоцирующие  развитие адаптационных нарушений у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в образовательном процессе НОО.

 

1.      На основе анализа литературных источников определить основные педагогические факторы провоцирующие  развитие адаптационных нарушений ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в образовательной среде.

2.      На основе анализа литературных источников определить стратегический план педагогической  работы в условиях НОО.

 

 

2.Одна из наиболее часто встречающихся проблем, которую мы отметили для себя: гиперактивность детей. Именно в начальной школе чаще всего обнаруживаются нарушения внимания, которые вызывают большие трудности при усвоении учебного материала.

С одной стороны школа предъявляет высокие требования к дисциплине учащихся, к умению слушать учителя, сосредоточиться на уроке. С другой стороны увеличивается количество детей, которые по разным причинам не могут усваивать программу из-за неусидчивости, расторможенности, несобранности и т.д. При этом большинство таких детей имеют хороший общий уровень интеллектуального развития. Тем не менее, путь ребёнка с симптомами гиперактивности в школе начинается с неудач. Во время уроков им сложно справиться с предлагаемыми заданиями, так как они испытывают трудности в организации и завершении работы. Такие дети очень скоро выключаются из процесса выполнения задания. Их письменные работы выглядят неряшливо и пестрят ошибками, которые являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или простого угадывания ответа без анализа всех возможных вариантов. Отсутствие ощущения успеха вызывает вторичные эмоциональные расстройства и снижение самооценки. Хотя некоторые из них всё же достигают неплохих результатов, но и они не реализуют полностью свои интеллектуальные возможности. Поэтому,  каждому педагогу необходимо создать свой стратегический план работы по коррекции и профилактике гиперактивности у детей младшего школьного возраста.

Во-первых, необходимо определить цели для данной коррекционной работы:  развить и повысить  концентрацию и объем внимания; развить/ способностей планирования своих действий и самоконтроля над ними.

Во-вторых, включить задачи по данному вопросу. Думаю, подходящими задачами будут следующие:

1. Воспитание уверенности в себе;

2. Снижение эмоционального напряжения;

3. Развитие приемлемых способов выплескивания отрицательной энергии, снятие отрицательных эмоций;

4. Помощь в снятии страхов;

5. Помощь в преодолении негативных переживаний;

6. Планирование своих действий, управление собственным поведением;

7. Развитие внимания, произвольности;

8. Развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия в коллективе.

В-третьих, стратегический план   должен включать следующее:

-   консультирование родителей;

– педагогическую и социально-педагогическую работу с ребёнком;

– двигательные занятия с ребёнком;

психологическую помощь;

– медикаментозную поддержку.

Общие рекомендации по психолого-педагогической поддержке ребенка с СДВГ

 Цель психолого-педагогического сопровождения ребенка с СДВГ – восстановление или компенсация нарушенных функциональных связей центральной нервной системы ребёнка и адаптация его в коллективе и обществе.

 Одной из важных задач работы с гиперактивными детьми является создание комфортной психологической атмосферы, в которой ребенок не только ощущает себя в безопасности, но и успешно реализует свой потенциал. Поэтому усилия специалистов должны быть направлены на выявление сильных сторон ребенка- его умений, навыков, черт личности. Игры и упражнения помогут ребенку ощутить себя успешным, повысят самооценку и мотивацию достижений

 Работа с гиперактивными детьми должна проводиться комплексно, с участием специалистов разных профилей и обязательным привлечением родителей и воспитателей: консультирование родителей; педагогическая и социально-педагогическая работа с ребёнком; двигательные занятия с ребёнком; психологическую коррекция; медикаментозная поддержка.

Важное место в преодолении синдрома дефицита внимания принадлежит медикаментозной терапии. Поэтому необходимо убедиться, что такой ребенок находится под наблюдением врача.

 В оказании психолого-педагогической помощи гиперактивным детям решающее значение имеет работа с их родителями и учителями. Необходимо разъяснить взрослым проблемы ребенка, дать понять, что его поступки не являются умышленными, показать, что без помощи и поддержки, взрослых такой ребенок не сможет справиться с существующими у него трудностями.

 В связи с замедленным развитием некоторых функций головного мозга и выработкой компенсаторных механизмов ЦНС, не рекомендуется рано отдавать ребёнка с гиперактивностью рано в садик или школу.

Следует избегать переутомления ребёнка во время занятия. Длительность занятий в раннем возрасте не должна превышать 10-15 минут и чередоваться с перерывом в 5-7 минут.

Нужно хвалить ребёнка, если он этого заслуживает. Гиперактивные дети невосприимчивы к запретам и выговорам, зато очень чувствительны к похвале.

Необходимо отказаться от физического наказания, используя исключительно современные методы воспитания детей, базирующиеся на демократических принципах. Взаимное общение с ребёнком должно основываться на доверии, а не на страхе.

 Не следует сдерживать проявления родительской любви к ребёнку. Он должен чувствовать, что, несмотря на неважные успехи или плохое поведение, его любят.

Для выработки у ребёнка правильной модели поведения необходимо подавать ему пример правильных поступков.

Необходимо двигательную активность ребёнка направлять в правильное русло: ему показаны активные игры на свежем воздухе, занятия двигательными видами спорта.

 Нужно поддерживать и поощрять ребёнка в проявлении его наклонностей. Это повышает его самооценку.

 Следует исключить из рациона ребёнка продукты с пищевыми красителями и консервантами, рафинированные продукты. Необходимо отдавать предпочтение натуральным продуктам, свежим овощам и фруктам, богатым витаминами.

Работа с гиперактивными детьми должна строиться индивидуально. Оптимальное место для гиперактивного ребёнка — в центре группы, напротив воспитателя. Он всегда должен находиться перед глазами воспитателя.

Выполняя задание, гиперактивные дети часто не понимают, что и как они делают. Не ждите, пока деятельность ребенка станет хаотичной, вовремя помогите правильно организовать работу.

беспечьте для воспитанника возможность быстрого обращения за помощью. Создавайте ребенку с СДВГ индивидуальные условия, которые помогут ему быть более организованным. Например, через определенные временные интервалы разрешайте ему вставать и ходить по группе.

Совместно с психологами помогайте ребёнку адаптироваться в условиях образовательного учреждения, в детском коллективе — воспитывайте навыки работы в школе, обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения. Всегда помните: необходимо договариваться, а не стараться сломить!

Шпаргалка для воспитателей или правила работы с гиперактивными детьми

1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.

2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.

3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.

4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.

5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.

7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.

9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.

11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

12. Предоставлять ребенку возможность выбора.

13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия -нет преимущества!

Выводы

1. Необходимо ознакомиться с информацией о природе и проявлениях СДВГ.

2. Чтобы организовать и построить работу с гиперактивными детьми правильно и грамотно, необходимо четко разграничить две категории гиперактивных детей: дети гиперактивные и дети с СДВГ.

3. В основе обучения и воспитания гиперактивных детей и детей с СДВГ находятся разные подходы. Гиперактивные дети – необходима коррекция поведения, которая опирается на индивидуальные особенности ребенка и семейное воспитание. Работа с детьми с СДВГ должна проводиться комплексно специалистами разного профиля под наблюдением врача-психоневролога. Важное место в преодолении синдрома дефицита внимания принадлежит медикаментозной терапии.

 

 

 

 

 

 

 

 

Яндекс.Метрика