Пути и способы повышения качества подготовки и проведения классных родительских собраний

Современное общество переживает духовно-нравственный кризис. Сломаны старые стереотипы, а новые не выработаны. Поменялись ценностные ориентиры. Средства массовой информации демонстрируют насилие. В школе большой процент учителей, которые не пользуются авторитетом у подростков, да и родители во многих семьях не являются авторитетом для своих детей.

Установлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. В то же время семья не может обеспечить в полном объеме воспитание активной, творческой, легко адаптирующейся к новым социальным отношениям личности, которой необходимы интеллектуальные, культурные, духовные ценности. В настоящее время большинство семей озадачено решением проблем экономического, а порой и физического выживания. Поэтому наметилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Когда же личность не получает такого развития, появляются наркотики, алкоголь, бесцельное и небезопасное времяпровождение.

В настоящее время появляются семьи, где нет прочных межличностных связей между родителями и детьми, как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “выходу” ребенка из-под влияния семьи.

К сожалению, многие родители неохотно и очень осторожно обращаются за помощью к разного рода специалистам. Многие из них считают, что воспитанием должна заниматься школа. Школа действительно может сыграть существенную роль в воспитании подрастающего поколения, организовав творческий союз детей и взрослых, поскольку у школы и родителей главная точка соприкосновения, главная ценность – это дети.

“Каждый ребенок приходит в мир, не имея ни малейшего представления ни о себе, ни о том, как взаимодействовать с другими детьми, что представляет собой окружающий мир. Всему этому ребенок учится, общаясь с людьми, в первую очередь, со своими родителями.” (В. Сатир)

“Проблемные”, “трудные”, “непослушные” и “невозможные” дети, так же как дети “с комплексами”, “забитые”, или “несчастные”, всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Родители, не владея знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание в слепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит никаких результатов. Именно поэтому благодаря совместной работе учителя, психолога, социального педагога родители и дети научатся понимать и помогать друг другу.

Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководителя с родителями. Сделать их активными участниками педагогического процесса -это важная, сложная и ответственная задача классного руководителя.

Взаимосвязь классного руководителя с семьями учащихся осуществляется по следующим направлениям:

  • Изучение семьи учащихся, ее воспитательных возможностей, атмосферы и характеры семейного воспитания;
  • Педагогическое просвещение родителей;
  • Вовлечение родителей в подготовку и проведение коллективных дел в классе;
  • Педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса;
  • Индивидуальная работа с родителями;
  • Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.

Таким образом, классный руководитель организует взаимодействие школы и семьи, ведет педагогическое просвещение родителей, по возможности усиливает их положительное влияние на детей и нейтрализует отрицательное.

Существуют разнообразные формы и методы социально-педагогической работы с семьями. Важнейшей из них является родительское собрание.

  В качестве основного недостатка в организации классных родительских собраний следует назвать отсутствие разнообразия форм и методов их проведения, следствием чего является низкая активность родителей.

В работе с родителями можно применять как традиционные, так и нетрадиционные формы работы:

На экран

Традиционные

Нетрадиционные

Родительские собрания
Общеклассные и общешкольные конференции
Индивидуальные консультации
Посещение на дому

Родительские тренинги
Дискуссии
Психологические разминки
Круглые столы
Устные журналы
Практикумы
Родительские вечера
Родительские чтения
Родительские ринги

http://festival.1september.ru/articles/568697/img1.gif\\

\Памятки “Секреты успешного проведения родительского собрания

http://festival.1september.ru/articles/568697/img2.gif

http://festival.1september.ru/articles/568697/img3.gif

ов.

Советы психологов.

— Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение.

— Отведите на проведение собрания не более 1-2 часов.

— Самый приятный звук для человека — его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей.

— Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить.

— Не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.

— Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.

— Поблагодарите всех, кто нашел время придти (особенно отцов).

— Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться.

— В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей.

— Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».

— Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.

Не стоит:

— Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов.

— Давать негативную оценку всему классу.

— Переоценивать значение отдельных предметов.

— Избирать для общения назидательный тон.

— И еще раз — будьте предельно корректны и тактичны!

 

. Для того, чтобы воспитание детей было успешным, надо чтобы воспитывающие люди, не переставая, воспитывали себя. (Л.Толстой)\

 

В целях активизации родительской общественности необходимо обратить внимание на повышение родительской компетенции, на оптимизацию родительского отношения к детям.

Я хотела бы сейчас провести ПРОДУКТИВНую  деловую игру.

1 этап.

НЕГАТИВ.

Все группы отвечают на вопрос (на экран)

- Что Вас не устраивает в проблеме взаимодействия семьи и школы? (Разделить коллектив на 2 микрогруппы – ответы с позиции учителей, с позиции родителей. После того, как группы выскажутся, поменять роли местами).

Эксперты фиксируют, классифицируют, формируют проблему.

(Вывод на экран).

2 этап.

НАРАБОТКА ПОЗИТИВА.

- Что Вы можете предложить, чтобы изменить ситуацию? (Высказываются все).

 В каждой школе можно разработать   программу “Родители и педагоги за достойное воспитание детей”.

 

 .

Предлагаю алгоритм по ВЫРАБОТКЕ ДЕЙСТВИЙ для решения проблемы:

  • Выбор творческой группы для работы над программой;
  • Наработка предложений для будущей программы;
  • Определение сроков завершения работы.

Проект решения:

  1. Классным руководителям обратить внимание на необходимость разнообразить формы проведения родительских собраний.
  2. Активизировать деятельность родительских комитетов по решению вопросов, связанных с жизнедеятельностью классных коллективов.
  3. Продолжить работу родительского всеобуча.
  4. Разработать программу “Родители и педагоги за достойное воспитание детей”

Один мудрый человек сказал: “Не важно что ты делаешь, а важно как ты делаешь”.

 Чем проповедь выслушивать,

Мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня,

Чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха,

Поймут все без труда.

Слова порой запутаны

Пример же – никогда.

Тот лучший проповедник –

Кто веру в жизнь провел.

Добро увидеть в действии –

Вот лучшая из школ.

И если все мне показать –

Я выучу урок.

Понятней мне движенье рук,

Чем быстрых слов поток.

Должно быть, можно верить

И мыслям и словам,

Но я уж лучше погляжу,

Что делаешь ты сам.

Вдруг я не правильно пойму

Твой правильный совет.

Зато пойму, как ты живешь,

По правде или нет.

В конце собрания родители получают стихотворение на память.

Любая деятельность должна осуществляться с любовью. К кому бы мы не обратились за помощью, все равно все зависит только от нас с вами!

 

 

Яндекс.Метрика